Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Метро Осло

Общая информация о метрополитене Осло

Метро Осло

Город Осло (Oslo) - столица Норвегии. Население — около 500.000 человек.
Метрополитен Осло (норв. T-banen i Oslo) открыт 16 октября 1966 года. Насчитывает 90 станций с длиной 84,2 км.
Город Осло (по-норвежски звучит как Ушьло), расположен на кончике фьорда и с трёх сторон зажат холмами и горами. В центре Осло находится крепость Акешхюс (Akershus), в конце 19 века люди побогаче стали селиться в пригородах к северу и западу от самого города. Поэтому в 1898 году, 31 мая была пущена первая в Скандинавии городская железная дорога. Ходили на ней электропоезда с верхним токосъемом. Линия, называемая Хольменкольбанен (Holmenkollbanen), начиналась у Маёштюена (Majorstuen) и, петляя, взбиралась на холмы в северо-западном направлении. В 1912 году от Маёштюена построили вторую жд в западном направлении – до Сместада. В 1916 году Хольменкольбанен достиг своей теперешней конечной точки Фрогнерсетерен (Frognerseteren). Эта линия интересна тем, что на станциях рядом с названием указывают положение станции над уровнем моря. Максимум – 469 метров на Фрогнерсетерне.
В 1924 году построили трамвайную линию, так называемую Лиллеакербанен, которая шла от города на запад до Авлёса Беккестюа. В 1930 её продлили до Кольсоса.
В 1928 году произошло событие, которым гордятся все жители Осло – пущен первый в Скандинавии городской тоннель от Маёштюена до Национального театра.
В 1934 году построена еще одна дорога на холмы – от Маёштюена на север до Согнсванна.
В 1942 году Кольсосбанен соединили с Сместадбанен.
Но всё написанное выше – не метро!
Идея и необходимость построить метро возникла в 1950е годы, когда к Осло присоединили коммуну Акер, город приобрел обширные территории к востоку от центра, которые и решили соединить с городом с помощью метро.
Первую линию пустили 22 мая 1966 года от Йернбанеторге (Железнодорожной площади) через Бринсенг до Бергкристаллен к юго-востоку от центра. Интересно, что при этом конвертировали в метро (с третьим рельсом) участок трамвая от Бринсенга до Бергкристаллен (так называемый Ламбертсетербанен), построеный лишь в 1957 году, но уже с идеей его будущего преобразования.
Вторая линия была пущена в том же году. Она ответвляется от первой линии на станции Тёен и идет на северо-восток в Груруддален. Линию продлевали несколько раз и к 1975 году она достигла своей конечной станции Вестли.
Следующей линией метро стала конвертированная трамвайная пригородная линия Ёстеншёбанен, пущенная в 1926 году.
К концу 1970х в городе действовали две отдельные системы городских жд – т-бане на востоке и вестбанен на западе. Конечно, возникла идея их соединить, что и попытались сделать в 1977 году, продлив Т-бане до станции с тривиальным названием Сентрум. 
Но постройка была неудачной – станция текла, и т.п. Поэтому в 1983 году ее закрыли на реконструкцию и открыли в 1987 году под названием Стуртинге (Stortinget) – буквально переводится как Большой Суд, а по сути – Парламент. При этом до неё же продлили и Вест-бане от Национального театра. Сквозной тоннель через центр был готов. Но сквозного движения не было и быть не могло – третий рельс и верхний токосъём делали системы несовместимыми. На станции Стуртинге построено две платформы, на которых центральные пути использовали поезда с запада. А поезда Т-бане прибывали на правый крайний путь, подныривали под центральные пути и выходили на крайний левый путь. Этот манёвр используется и сейчас дополнительными пиковыми поездами с Грурудбанен и с Ламбертсетербанен. 
Идея соединить линии была очень насущна. В 1993 году удалось оборудовать третим рельсом всю линию на Согнсванн, перерубив по живому несколько улиц, обеспечив таким образом отделение Т-бане от остального транспорта. В 1995 году такая же участь постигла и Рёабанен – западное продление Сместадбанен. При этом на обеих линиях закрыли несколько станций, которых действительно было явно с избытком.
Для решения проблемы сообщения на Хольменкольбанен и Кольсосбанен переоборудовали ПС для переключения с третьего рельса на верхний токосъем. Но на линиях остались участки с пересечением, которые оборудованы шлагбаумами.
Новое дыхание развитию Т-бане дало желание закольцевать весь центр одной линией. Поэтому в 2003 году построили две первые станции, а в 2006 году всё кольцо из 13 станций замкнули.

Карта метро Осло:

Схема метро Осло


ФОТОГАЛЕРЕЯ